Чертежи лодка из пенопласта


Чертежи лодка из пенопласта

Чертежи лодка из пенопласта

Чертежи лодка из пенопласта

Краткое описание: 

Обычно судостроители-любители при знакомстве с каким-либо новым материалом оценивают его прежде всего с точки зрения применимости для постройки лодки. Пенопласт не был исключением. Его сразу же начали использовать в качестве изоляции, для обеспечения непотопляемости, при постройке стеклопластиковых судов — для изготовления узлов набора. А вот в качестве основного конструкционного материала пенопласт почему-то не применяют, хотя, на мой взгляд, малые лодки-челноки и тузики делать из него можно и нужно.

Изображение: 

Самодельная лодка из пенопласта. Лодка-матрешка из фанеры.

Обычно судостроители-любители при знакомстве с каким-либо новым материалом оценивают его прежде всего с точки зрения применимости для постройки лодки. не был исключением. Его сразу же начали использовать в качестве изоляции, для обеспечения непотопляемости, при постройке стеклопластиковых — для изготовления узлов набора. А вот в качестве основного конструкционного материала пенопласт почему-то не применяют, хотя, на мой взгляд, малые лодки-челноки, тузики и простые делать из него можно и нужно. Напомню основные преимущества пенопласта перед «традиционными» материалами, обычно применяемыми для постройки таких лодок (не будем говорить о термопластах, которых пока нет).

Пенопласт легок, обладает достаточной прочностью, высокими теплоизоляционными качествами, неплохо режется и пилится (пенопласты типа ПС-1 и ПСБС отлично режутся нихромовой струной, нагретой при подключении к ней электрического тока), хорошо склеивается. С другой стороны, изгибать пенопласт нельзя. Для проверки возможностей пенопласта марки ПС-1 я сделал из него безнаборную непотопляемую весельную лодку «Гамма», которая при весе около 20 кг имеет грузоподъемность 120 кг и довольно удобна в эксплуатации, особенно при выездах на рыбалку на легковом автомобиле. Основные размерения лодки: Длина наибольшая, м 2,60 Ширина по планширю, м 1,05 Ширина по днищу, м 0,78 Высота борта на миделе, м 0,38 Высота борта в оконечностях, м 0,40 Способы, как сделать лодку ! При проектировании самым трудным делом оказался выбор формы корпуса: из плоских элементов надо было сделать ходкое, легкое в изготовлении и удобное суденышко. В конце концов, получился тузик с транцевым носом и кормой, килеватой носовой частью, наклонными (с развалом) бортами и плоским днищем, несколько приподнятым к корме (здесь установлен кормовой киль-плавник). Интернет-магазин рыболовных товаров.

Самодельная лодка. КАК СДЕЛАТЬ ЛОДКУ ИЗ ПЕНОПЛАСТА «Гамма» - Пенопластовая лодка (рекомендуем смотреть видео самодельные лодки )«Гамма» на плаву. Обычно судостроители-любители при знакомстве с каким-либо новым материалом оценивают его прежде всего с точки зрения применимости для постройки лодки. Пенопласт не был исключением. Его сразу же начали использовать в качестве изоляции, для обеспечения непотопляемости, при постройке стеклопластиковых судов — для изготовления узлов набора. А вот в качестве основного конструкционного материала пенопласт почему-то не применяют, хотя, на мой взгляд, малые лодки-челноки и тузики делать из него можно и нужно. Напомню основные преимущества пенопласта перед «традиционными» материалами, обычно применяемыми для постройки таких лодок (не будем говорить о термопластах, которых пока нет).

Пенопласт легок, обладает достаточной прочностью, высокими теплоизоляционными качествами, неплохо режется и пилится (пенопласты типа ПС-1 и ПСБС отлично режутся нихромовой струной, нагретой при подключении к ней электрического тока), хорошо склеивается. С другой стороны, изгибать пенопласт нельзя. Для проверки возможностей пенопласта марки ПС-1 я сделал из него безнаборную непотопляемую весельную лодку «Гамма», которая при весе около 20 кг имеет грузоподъемность 120 кг и довольно удобна в эксплуатации, особенно при выездах на рыбалку на легковом автомобиле. Основные размерения лодки: Длина наибольшая, м 2,60 Ширина по планширю, м 1,05 Ширина по днищу, м 0,78 Высота борта на миделе, м 0,38 Высота борта в оконечностях, м 0,40 При проектировании самым трудным делом оказался выбор формы корпуса: из плоских элементов надо было сделать ходкое, легкое в изготовлении и удобное суденышко. В конце концов, получился тузик с транцевым носом и кормой, килеватой носовой частью, наклонными (с развалом) бортами и плоским днищем, несколько приподнятым к корме (здесь установлен кормовой киль-плавник).

Теоретический чертеж корпуса лодки из пенопласта Теоретический чертеж корпуса лодки из пенопласта Раскрой деталей лодки Раскрой деталей лодки из пенопласта. увеличить, 1248х2642, 326 КБ I — кормовой транец; II — кормовая часть борта (2 шт.); III — кормовая часть днища; IV — борт (2 шт.); V — днище; VI — носовая часть борта (2 шт.); VII — скуловой лист (2 шт.); VIII — носовой транец. Отдельные плоские детали толщиной 30 мм после склеивания образуют монолитную конструкцию. Транцы выполнены из листа вдвое большей толщины и плавно скошены по контуру. Стыкующиеся кромки соединяемых деталей срезаны на угол, как показано на эскизе. Это дает увеличение площади склеивания по соединениям и несколько упрощает раскрой листов, так как отпадает необходимость делать пересчет размеров на толщину притыкающейся детали. Постройку лодки можно разделить на три этапа: раскрой листов — изготовление деталей корпуса; подгонку деталей по стыкам — сборку; склеивание и окончательную отделку. Для более эффективного использования материала при раскрое листов рекомендую предварительно из плотной бумаги вырезать выкройки-шаблоны. Если у вас нет уверенности в прямолинейности кромок, срезать «на угол» следует только одну из них; притыкающуюся к ней кромку придется подгонять при сборке. Для удобства подгонки и сборки лучше всего изготовить стапель из пяти пар «поперечных» и двух пар «продольных» стоек-кильблоков, фиксирующих положение деталей днища и бортов, а также носового и кормового транцев. Склеивание можно производить любым клеем, рекомендуемым для пенопласта.

Я применял эпоксидный клей на основе смолы ЭД-5. После того как клей полностью встал, прострогал свободную кромку борта и наложил на нее по всему периметру корпуса деревянный буртик — дубовую планку на клею и шурупах. Для надежности по всем углам и стыковым соединениям на уровне верхней кромки борта снаружи наложил продольные планки из сплава АМг (полоса 1,5X20 длиной по 130 мм на сторону от оси стыка). Такой же полоской оковал и кормовой плавник, поставленный на днище. После шпаклевки и зачистки корпус снаружи и изнутри был покрыт нитроэмалью. Такой защиты оказалось практически достаточно, поэтому вполне можно обойтись без оклейки пенопласта стеклотканью и т. п. Съемные банки, которые служат одновременно и поперечными связями, распирающими борта, на «Гамме» сделаны деревянными. Они получатся легче, если и их вырезать из пенопласта, пустив по краям подкрепляющие деревянные рейки. Банки навешены на борта при помощи обойм — захватов, согнутых из обрезков сплава АМг. Руль навешивается на штыри, поставленные на кормовом транце. Уже начав испытания «Гаммы», я все еще сомневался в правильности выбора материала, опасаясь за прочность пенопластового корпуса. Однако с каждым новым выходом я проникался все большим доверием к своей лодке. Плавания в самых различных условиях, перевозки и перетаскивание волоком, когда трудно исключить всевозможные удары, порой очень сильные, показали, что лодка прочна (даже, когда она не раскреплена банками) и надежна. А о непотопляемости и говорить нечего: утопить «Гамму» практически невозможно. Есть у пенопластовой лодочки (см. игрушечные лодки) и другие специфические достоинства. Полное отсутствие набора и каких-либо сланей помогает поддерживать внутри лодки чистоту. Благодаря хорошим теплоизоляционным качествам пенопласта в лодке можно расположиться прямо на днище; когда она вытащена на берег, в ней я и устраиваюсь на ночлег, не рискуя простудиться от земли. Рекомендуя легких челноков-тузиков, хочу упомянуть и об одном его минусе: он боится огня! Другими словами, следует помнить, что близость костра может испортить вашу ; даже прикосновение зажженной сигареты подплавляет пенопласт.

Проект лодки - советы и рекомендации

Теоретический чертеж— это основа проекта любой лодки, и при постройке судна без него не обойтись. Вычерченный на бумаге, он, однако, непригоден для производства построечных работ: небольшой масштаб приводит к ошибкам при снятии размеров и, главное, не позволяет непосредственно размечать детали корпуса.

Для постройки корпуса лодки теоретический чертеж нужно сделать в натуральную величину. Такой чертеж называется плазовой разбивкой или плазовым чертежом; его вычерчивают на ровном деревянном полу или на больших фанерных листах — плазе. Отклонения при выполнении плаза и снятии с него шаблонов не должны превышать 1-2 мм. Для того чтобы перейти от теоретического чертежа, выполненного при проектировании в масштабе, к плазовому, составляется таблица плазовых ординат. В этой таблице ординаты указываются в натуральную величину, т. е. размеры, снятые с теоретического чертежа, умножаются на его масштаб. Ординаты задаются для всех кривых линий теоретического чертежа по шпангоутам и группируются по проекциям. Водной группе задаются высоты от основной линии шпунта (клинообразная выемка в киле и форштевне для притыкающихся к ним досок обшивки), батоксов, борта при палубе, скулы, киля; в другой группе — полушироты (от диаметральной плоскости, далее — ДП) ватерлиний, линий скулы и борта при палубе; ординаты рыбин. Некоторые размеры, например размеры для построения очертаний штевней и плавников, не включаются в таблицу плазовых ординат, а обычно указываются на самом теоретическом чертеже.

Разумеется, чтобы пользоваться таблицей плазовых ординат, надо знать, на каких расстояниях одна от другой расположены секущие плоскости, т. е. расстояние между шпангоутами — шпацию, а также расстояние между ватерлиниями и между батоксами.

Известно, что положение любой точки в пространстве однозначно определяется тремя координатами относительно трех взаимно перпендикулярных базовых плоскостей. Таблица ординат и представляет собой набор координат, с помощью которых задается положение большого количества точек, фиксирующих в пространстве положение поверхности корпуса судна. Таким образом, цифрами, в очень удобной табличной форме, может быть «запрограммирована» сколь угодно сложная форма корпуса. Для постройки лодки практически нужна только одна проекция теоретического чертежа — «Корпус» и очертания штевней. Проекции «Полуширота» и «Бок» используются только для согласования линий.

Для экономии места на плазе можно вычерчивать проекции «Бок» и «Полуширота» одну на другой. Хорошо, если линии будут различного цвета. На проекции «Корпус» должны быть вычерчены ветви шпангоута правого и левого бортов. Шпангоуты лучше объединить (по цвету линий) в носовую и кормовую группы (считая от миделя).

Использование неточно построенного теоретического чертежа может привести к переделкам. Располагая плазовой разбивкой, строитель может на ней изобразить в натуральную величину любую деталь корпуса. Таких деталей немного. Это в первую очередь киль, форштевень, ахтерштевень, транец, кнопы, кницы идейдвудные брусья. Все это составляет закладку судна. Названием своим закладка обязана тому, что в собранном виде она образует как бы основание всего набора — скелет судна. Высоту киля обычно указывают на конструктивном чертеже в нескольких сечениях, ширину берут с учетом полушироты по шпунту из таблицы плазовых ординат. Поперечное сечение киля, как и всякой другой продольной связи, легко построить прямо на проекции «Корпус» на любом теоретическом шпангоуте. Для расчета шпунта на форштевне нужно использовать другую проекцию — «Полушироту», на которой в истинном виде представляются сечения форштевня по ватерлиниям.

Пользуясь разметкой на плазе, делают шаблоны, по которым легко разметить детали закладки на деревянных заготовках, а затем и обработать их в «чистый размер», точно соответствующий теоретическому чертежу. На плазе вычерчивают и другие детали сложной формы, например фундаментные брусья под двигатель (предварительно нужно наметить положение оси вала), уточняют положение продольных связей и изображают их поперечные сечения на шпангоутах (если надо сделать в поперечном наборе соответствующие вырезы — пазы для прохода стрингеров).

Полностью вычертить теоретический чертеж даже небольшой лодки в натуральную величину судостроитель-любитель может далеко не всегда, так как для этого необходимо иметь довольно большое свободное,помещение, соответствующие инструменты: длинные гибкие рейки — правила, прижимы — крысы для фиксации положения изогнутых реек и т. д., а самое главное — достаточные навыки. Имея таблицу ординат, можно ограничиться разбивкой только одной, самой необ ходимой и небольшой по площади проекции — «Корпус», нанеся ее на лист плотной бумаги, который легко сворачивать в рулон и убирать на время перерывов в работе. Если на таком импровизированном плазе вычертить еще обвод форштевня и угол наклона транца, этого будет достаточно для сборки корпуса.

Но обойтись разбивкой одной проекции «Корпус» можно только втом случае, если на теоретическом чертеже будут построены практические шпангоуты, которые входят в набор корпуса лодки. Если же шпангоуты теоретического чертежа не будут совпадать с практическими шпангоутами, приходится разбивать на плазе по крайней мере еще одну проекцию — «Полушироту». Разметив на проекции «Полуширота» положение практических шпангоутов в соответствии со шпацией, заданной конструктивным чертежом (чертеж, на котором изображены все узлы и детали конструкции корпуса с основными размерами), снимают с нее ординаты ватерлиний по этим шпангоутам и переносят их на проекцию «Корпус». Для того чтобы при постройке судна выдержать обводы по теоретическому чертежу (а только тогда качество и вид судна будут соответствовать запроектированным), необходимо знать правило о положении теоретических линий конструктивных элементов корпуса.

Теоретической линией называется линия поверхности конструктивного элемента, совпадающая с линией теоретического чертежа. Такими линиями для деревянного судна с дощатой или реечной обшивкой являются:

    линия наружной поверхности обшивки; при изготовлении шпангоутов, штевней и киля толщина обшивки должна откладываться внутрь от теоретических линий этих элементов;
    линия внутренней поверхности настила палубы, иначе говоря, верхняя кромка бимса, совпадающая с линией бимса теоретического чертежа;
    линия кормовой кромки носовых шпангоутов и носовой кромки кормовых шпангоутов;
    при изготовлении шпангоутов и переборок по плазо-вой разбивке (за вычетом толщины обшивки) необходимо точно соблюдать правило теоретических линий, тогда снятие малки (срезание угла) при установке обшивки не приведет к изменению обводов;
    линия кромки карленгсов и стрингеров, обращенная кДП.

При разбивке плаза фанерных и пластмассовых лодок, как правило, толщину обшивки учитывать не надо, т. е. обводы шпангоутов являются и теоретическими линиями (при отступлении от этого общего правила в таблице ординат должно быть соответствующее указание). На плазовом чертеже пробивают все теоретические линии элементов конструкций и уже по ним снимают необходимые размеры и шаблоны. Изготовить детали точно по плазовому чертежу — это еще не все. Нужно их правильно поставить на место, т. е. закрепить каждую деталь так, чтобы ее положение относительно трех базовых плоскостей: основной (по высоте), диаметральной (по ширине) и мидель-шпангоута (подлине) — строго соответствовало теоретическому чертежу и плазовой разбивке. Поэтому при заготовке на детали переносят с плазового чертежа положение контрольных линий: ДП, ватерлинии или каких-то дополнительных, параллельных им линий с указанием расстояния до них. Подлине, например, положение детали вполне определяется номером шпангоута; если этого недостаточно, указывается расстояние до ближайшего шпангоута.

Самодельная складная лодка Матрёшка

«Лодка-матрешка» из фанеры конструкции Л. Африна состоит из частей, которые при перевозке складываются одна в другую, как кукла-матрешка (рис. 1). Такая лодка легка и удобна в транспортировке, ее можно перевозить в автобусе или в поезде. Она очень проста в изготовлении и весит всего 12-17 кг. Грузоподъемность 100-110 кг.

Рис. 1. Конструкция лодки из двух секций: 1 - обшивка; 2,3,4 - детали лодки; 5 - рейка

Для изготовления лодки понадобятся:

    два листа 4-миллиметровой фанеры размером 1525 х1525 мм
    широкая сосновая доска толщиной 1,5-2 см
    тонкие рейки
    полоски жести шириной 2-2,5 см (можно вырезать из консервных банок)
    олифа
    масляная краска
    50-миллиметровые гвозди.

Сначала из фанеры вырезают две заготовки обшивки 1 и заготовки из досок 2, 3 и 4, предварительно обив их с двух сторон обрезками фанеры. Вырезанные заготовки и листы фанеры в местах соединения обмазывают густой масляной краской, клеем «Феникс», «Уникум» или эпоксидным клеем.

Затем фанерную обшивку 1 прибивают к деталям 2, 3 и 4. Чтобы на краях фанеры не образовывались сколы, предварительно просверливают вдоль краев обшивки отверстия сверлом  Ø2 мм. Собранные носовая и кормовая части лодки соединяются так, чтобы носовая часть находила на кормовую на 3-4 см. Все места соединений обивают полосками жести, а перед обивкой промазывают поверхность густой масляной краской. После этого прибивают рейку-киль снизу лодки и рейки по бортам.

Готовую лодку обрабатывают изнутри и снаружи горячей олифой, а после просушки покрывают судно двумя слоями масляной краски с двух сторон, тщательно заделывая все щели и пазы. Носовую часть лодки изготавливают из плотного строительного пенопласта, листы которого склеивают эпоксидным клеем или масляной краской на натуральной олифе. После этого обтягивают нос лодки двумя-тремя слоями марли, пропитав их эпоксидным клеем или масляной краской на натуральной олифе. Готовый нос прикрепляют к носовой доске двумя болтами-шпильками. Из пенопласта делается и кормовая часть.

Весла лодки двойные, как у байдарки. Общая длина весла 220-240 см. Можно использовать готовые разборные металлические или деревянные байдарочные весла, которые имеются в продаже.


Источник: http://coralz.ru/content/samodelnaya-lodka-iz-penoplasta-lodka-matreshka-iz-fanery



Чертежи лодка из пенопласта

Чертежи лодка из пенопласта

Чертежи лодка из пенопласта

Чертежи лодка из пенопласта

Чертежи лодка из пенопласта

Чертежи лодка из пенопласта

Чертежи лодка из пенопласта

Чертежи лодка из пенопласта

Чертежи лодка из пенопласта

Чертежи лодка из пенопласта